Требования к медицинским сайтамактуальная информация на 2024й год
Медицинские сайты регулярно подвергаются проверкам со стороны Роскомнадзора, Роспотребнадзора и непосредственно поисковых систем, которые с особой тщательностью отбирают в выдачу ресурсы, способные повлиять на здоровье и благополучие пользователя (YMYL). Информация на официальном сайте медорганизации должна соответствовать особым критериям достоверности и безопасности.
В частности поисковая система Google использует для анализа медресурса критерии E-A-T: Expertness (Экспертность) — Authoritativeness (Авторитетность) — Trustworthiness (Надёжность). Если страница медицинского сайта не соответствует заявленным критериям, она опускается в поисковой выдаче.
Критерии, используемые поисковыми системами для анализа ресурса, основываются на обязательных требованиях здравоохранительных органов власти. В России это Законы «Об основах охраны здоровья в РФ» и «Об обязательном медицинском страховании в РФ» (№ 323-ФЗ от 21.11.2011 г. и № 326-ФЗ от 29.11.2010 г.), в соответствии с которыми медицинские организации должны иметь официальный сайт. Здесь же к ведению сайта предъявляются особые требования. Только их соблюдение позволит добиться эффективного SEO-продвижения медицинского сайта в сети.
Медицинская организация — это юрлицо, осуществляющее преимущественно медицинскую деятельность. Обязательное условие допуска к работе учреждения — лицензия, выданная в порядке, указанном в законодательстве.
Нарушение требований, предъявленных к ведению сайта медицинской организации (клиники, больницы, стоматологии, косметологического кабинета и других форм), которые были выявлены во время проверки Роспотребнадзором или Роскомнадзором в соответствии с КоАП (ст. 14.4, 14.8, 13.11), влечёт за собой административную ответственность. Как правило, это крупные штрафы.
Сведения о лицензии
Сведения о лицензии на право предоставления медицинских услуг должна быть на сайте обязательно! Это наиболее важный документ, который должен быть доступен для просмотра всем пользователям, посетившим сайт.
Всё, что указано в лицензии, должно быть отражено на странице медресурса:
- Номер лицензии;
- Кому, когда, кем выдана;
- Виды медицинской деятельности, осуществляемые организацией.
Важно: приложите электронную копию документа, чтобы пользователь смог убедиться в реальности данных.
Политика обработки личных данных
Согласно Закону о персональных данных (ст. 18.1., ч. 2), пользователь имеет право ознакомиться с политикой организации относительно обработки и защиты персональных данных. У каждого пользователя должен быть открытый доступ к тексту политики конфиденциальности и возможность выразить своё согласие на обработку личной информации, поставив галочку в соответствующем окошке. Исключение предусмотрено только для форм обратной связи.
Отсутствие на сайте политики обработки и защиты личных данных, а также недочёты в ней, предполагают административную ответственность в виде штрафа — 75 000р. и выше. Кроме того, SEO-продвижение медицинского сайта клиники также требует наличия на сайте «Политики конфиденциальности».
Основные сведения о медорганизации
Официальный сайт должен предоставлять максимум информации о составе и направлении работы медицинской организации. Основная информация, размещаемая на сайте, должна включать:
- Полное юридическое наименование медицинской организации;
- Юридический адрес;
- Учредитель;
- Наличие и количество филиалов: адреса и телефоны;
- Фактический адрес (если отличается от юридического);
- Контактные данные: телефоны, электронная почта;
- Лицензия на право медицинской деятельности;
- Перечень предоставляемых медуслуг (платных, бесплатных, по ОМС, ДМС, по квоте и прочее);
- Документы, подтверждающие внесение медорганизации в государственный реестр;
- Режим работы;
- Контакты надзорных органов (защита прав потребителей, здравоохранение);
- При праве на оказание первичной помощи должны быть указаны сроки, результаты и порядок осуществления диспансеризации.
Сотрудники организации
![Требования к оформлению медицинских сайтов в интернете — сведения о сотрудниках](/static/images/articles/trebovaniya-k-medicynskim-saytam-sotrudniki.jpg)
На каждом сайте медицинской организации должны быть предоставлены сведения о сотрудниках, оказывающих медицинские услуги. Это реализация права потребителя на достоверную информацию о действующих специалистах. Необходимо указать:
- ФИО;
- Должность/специализация;
- Действующий график приёма, порядок записи;
- Сведения об образовании с указанием выданных по окончании обучения документов;
- Контактные данные.
Сведения могут публиковаться единым документом или в формате карточек (для каждого сотрудника — отдельная страница). Перед публикацией фото сотрудника необходимо получить его письменное разрешение, в соответствии с ст. 152.1 ГК. Мы проверяем наличие этих данных перед запуском продвижения стоматологий, клиник, косметологий и других медорганизаций и помогаем нашим клиентам соблюсти правила на всех этапах.
Лекарственные препараты
В соответствии с ФЗ № 323-ФЗ от 21.11.2011г. на сайте должны быть указаны перечни:
- жизненно важных препаратов;
- препаратов, выписываемых при гемофилии, болезни Гоше, муковисцидозе, рассеянном склерозе, злокачественных новообразованиях лимфоидных и кровеносных тканей, гипофизарном нанизме;
- важнейших препаратов для медицинского использования;
- рецептурных медикаментов, предоставляемых на безвозмездной основе;
- рецептурных препаратов с 50% стоимостью.
Кроме того, на сайте должен быть список пациентов, перенесших трансплантацию тканей и/или органов.
Платные услуги
При оказании платных медуслуг, обязательно публикуются:
- перечень услуг, порядок их предоставления и оплаты;
- действующая стоимость в национальной валюте (прайс-лист);
- информация о платных специалистах, сведения о режиме их работы.
Структура сайта и информация
Главная задача при наполнении сайта — доступность изложения предоставляемой информации для каждого пользователя. В достижении этой цели участвуют также интерфейс и структура, учитывающие интересы и возможности пользователей.
В соответствии с правилами Минздрава, на ресурсе должны быть:
- карта сайта (удобство навигации);
- версия для слабовидящих людей;
- другие инструменты для более удобной и эффективной работы с сайтом.
Дополнительные требования
Для сайтов-участников НОК, независимой оценки качества, обязательным является указание:
- структуры и органов управления организацией;
- перечня страховых компаний, с которыми работает медорганизация в рамках ОМС;
- правил внутреннего распорядка;
- плана приёма руководителя клиники;
- порядка подготовки к диагностике, проведению исследований;
- сроков и условий госпитализации;
- порядка записи на первичный прием;
- актуальных вакансий организации и требований к будущим сотрудникам;
- отзывов пользователей/пациентов (размещать отзывы лучше всего в том виде, в котором они были опубликованы, чтобы не искажать общей картины);
- гарантий свободного доступа граждан к услугам здравоохранения, согласно государственной территориальной программе.
Если требования не исполнены
В случае нарушения заявленных требований к наполнению официального ресурса медицинской организации, владельцы могут быть привлечены к ответственности в соответствии со статьями КоАП РФ: 14.1 и/или 14.8.
Последствия нарушения требований:
- предупреждение;
- денежный штраф для должностных и юрлиц;
- если последствием нарушения требований стало причинение вреда здоровью пациента, назначается компенсация стоимости лечения, частично или в полном объёме (ГК РФ ст. 1050).
ГК РФ (ст. 1050) действует даже в случаях, когда договор на оказание медуслуг не был заключён.
Медорганизации в соцсетях
Согласно законодательству, клиникам, больницам и другим медицинским учреждениям не обязательно иметь своё сообщество в социальных сетях. Однако сегодня такая форма информирования пациентов становится всё более популярной, что во многом обусловлено удобством использования таких платформ и возможностью прямого контакта с целевыми пользователями.
![Требования к оформлению медицинских сайтов в интернете — продвижение в социальных сетях](/static/images/articles/trebovaniya-k-medicynskim-saytam-socseti.jpg)
Социальные сети — это хорошая возможность развития и продвижения платных услуг, а также уникальных методов разного рода лечения (психотерапевтического, косметологического, хирургического и других). Кроме того, страницы в социальных сетях позволяют быстро знакомить пациентов со свежими акциями и новостями организации. Мы запускаем рекламу стоматологий, многопрофильных клиник и других медицинских организаций, в том числе, в социальных сетях с учётом всех предъявляемых правил.
Какими документами следует руководствоваться:
- Федеральный закон № 326-ФЗ от 29.11.2010г.
- Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011г.
- Указ Президента РФ №601 от 07.05.2012г.
- Указ Президента РФ №597 от 07.05.2012г.
- Приказ Минздрав РФ №956-н от 30.12.2014г.
- Приказ Минздрав РФ №240 от 14.05.2015г.
- Федеральный закон №392-ФЗ от 05.12.2017г.
- Приказ Минздрав РФ №201-н от 04.05.2018г.
- Приказ ФФОМС № 36 от 28.02.2019г.